Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
Психологическая диагностика проводится, в зависимости от возраста ребенка, поставленной проблемы.
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы.
Параметрами наблюдения являются:
На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке психолога ДОУ.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении
Рекомендуемый пакет психодиагностических методик для
педагогов - психологов детских общеобразовательных учреждений
Перечень психодиагностических методик и тестовых проб,
рекомендованных к использованию в практике педагога-психолога ДОУ
№
|
Название методики |
Источники |
I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов |
||
Операциональные характеристики деятельности ребёнка |
||
1. |
Методика Пьерона-Рузера |
Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005. |
2. |
Корректурная проба |
1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005. 2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994. 3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
3. |
Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте) |
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
4. |
Графический диктант по Д.Б. Эльконину |
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с. 2. Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988. |
Особенности мнестической деятельности |
||
5. |
Запоминание двух фраз |
1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
6. |
Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина) |
|
Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности |
||
7. |
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
|
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
8. |
Разрезные картинки (есть у Е.А. Стребелевой)
|
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
9. |
Кубики Кооса
|
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994. 2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с. 3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005. |
10. |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена (Цветные матрицы Равена - детский вариант)
|
1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997 2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994. 3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с. 4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005. 5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
Особенности сформированности понятийного мышления |
||
11. |
Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)
|
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
12. |
Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
|
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16. |
|
Исключение предметов (4-ый лишний)
|
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. 2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994 |
Вербально-логический компонент познавательной деятельности |
||
|
Выбор простых аналогий (с 7 лет)
|
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с. 2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. |
|
Подбор парных аналогий (с 7 лет)
|
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
|
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
|
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с. 2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. |
|
Определение понятий (с 6,5 лет) |
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
|
Исключение понятий (с 6,5 лет)
|
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
|
Установление последовательности событий (с составлением рассказа)
|
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970. 2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с. |
Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием |
||
|
Свободный рисунок (человек, школа, др.)
|
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. 2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с. |
Изучение индивидуально-психологических особенностей |
||
|
Тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен
|
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с. 2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996. 3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. - С. 19-28. 4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999. |
|
Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования детского самосознания» |
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-центр, 1998. – 24 с. |
|
«Домики» О.А. Ореховой |
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002. |
|
Тест Рене Жиля
|
1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. 2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1. 3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. 4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с. |
Уровень произвольной регуляции деятельности |
||
|
Определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (Н.В. Нижегородцева) |
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с. |
|
Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева) |
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.Психолого-педагогическая готовность к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с.
|
Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый образовательный уровень (к обучению в школе)
|
||
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Методическое руководство. - СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий |
||
2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни, 6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с. |
||
3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к школе. 1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с. 2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с. |
||
4. Карта наблюдений Стотта. 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. / Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991. 2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.) |
||
5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская) НПЦ Психодиагностика
|